Комитет опеки и попечительства

7 советов родителям, как спасти своих детей от «групп смерти»

Что делать, если ребенок подсел на пагубные сообщества в социальных сетях.

Многие мамы и папы, узнав о действующих во «ВКонтакте» сообществах, которые занимаются пропагандой суицида среди подростков, стараются проверять компьютеры своих чад. И с ужасом обнаруживают, что их сын или дочь подписаны на паблики вроде «Море Китов», f57 или похожие сообщества («Белый кит», I cut myself, «Скорби Душа Моя», «Некрес Психес» и др).

У любого родителя, сделавшего столь жуткое открытие, возникает закономерный вопрос: что делать в такой ситуации? Как найти подход к ребенку и уберечь его от пагубного влияния соцсетей и, возможно, от попытки покончить с собой?

Детский психолог Полина Джуха дала несколько советов, следуя которым взрослые смогут помочь своим детям.

1.  Никакого шпионажа и агрессии

Первая реакция родителей, которые узнали, что их дети сидят в группах, призывающих к суициду, - это усиление контроля. Мама или папа устраивают своему ребенку допрос с пристрастием, проверяют переписку в соцсетях, телефон, роются в личных вещах, а порой в довершение всего запрещают пользоваться интернетом.

Такое поведение не принесет ни родителям, ни и их чадам ничего хорошего. Единственной реакцией подростка на подобные агрессивные действия в его адрес станет ответная агрессия. В итоге ребенок просто закроется и перестанет доверять близким. И, что самое главное, он все равно найдет способ так или иначе заходить в эти группы, только уже будет делать это тайно.

Важно: жертвами разного рода сект чаще всего становятся именно те дети, которых дома, так сказать, морально насилуют, отнимая право на собственное пространство и личное мнение и не давая возможности возразить или отказать взрослому. Как следствие, подросток не чувствует, когда на него оказывают психологическое давление чужие люди, поскольку слишком привык к нему.

2.  Аккуратный позитивный диалог

Любой разговор с детьми, особенно на столь болезненную тему, нужно выстраивать деликатно и внимательно. Нет смысла спрашивать подростка «в лоб» - так от него никаких ответов не добиться. Лучше действовать исподволь, постепенно завоевывая его доверие – интересоваться его делами, просить рассказать о том, как у него прошел день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Кстати, для откровенного разговора отлично подойдет совместный прием пищи: в такой обстановке легче сблизиться и наладить контакт.

Важно: Проявлять интерес нужно искренне и внимательно слушать ребенка, что бы он ни сказал. Скорее всего, взрослому многое в его словах не понравится. Однако нужно держать себя в руках; ни в коем случае нельзя критиковать идеи подростка или заявлять, что они глупые.

Пусть озвучит свою точку зрения, даже если он будет говорить, например, что смерть - это красиво, а суицид – способ перейти в другую реальность. А уже после можно постараться спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти.

3. Разговор о смерти через искусство

Многие родители боятся и всячески избегают говорить с детьми на тему суицида. В этом случае лучше подойти к проблеме «окружным путем». Например, можно дать ребенку посмотреть хороший классический фильм или дать прочитать книгу, в которой поднимается тема смерти и самоубийства, а затем обсудить с ним его мысли и впечатления.

Важно: около 80% детей, которые покончили жизнь самоубийством, так или иначе заявляли о своем намерении родным или друзьям. Просто их словам и поступкам не уделили должного внимания, списав на подростковые «закидоны» и демонстративное поведение.

К тому же подростки зачастую не воспринимают смерть достаточно серьезно, романтизируя ее. Им кажется, что суицид – это некий выход, переход куда-то, а не точка невозврата. Необходимо попробовать донести до ребенка, что пока он жив, у него всегда есть возможность выбора. А смерть – это не дверь, а черта, за которой больше ничего не будет.

4. Поиск альтернативных интересов

Ребенок, который постоянно сидит в социальных сетях и мало интересуется чем-то в реальной жизни, на самом деле впадает в некий виртуальный транс, который создает у него ощущение «параллельной реальности», зазеркалья. В этом измененном состоянии сознания у подростка ослабляется критичность восприятия, и он легче поддается внушению и манипуляциям.

Родителям нужно не просто запретить те или иные действия в интернете, а предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в офлайновое пространство. Тут подойдут любые, даже глупые на взгляд взрослых, увлечения.

Важно: Особенно действенными будут хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на те или иные группы во «ВКонтакте» и других социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление – быть признанными и понятыми. Просто раньше тинейджеры примыкали к разным субкультурам, которые хоть и были иногда пугающими для родителей, но все же были офлайновыми и потому более-менее понятными и контролируемыми. Сегодня же, не имея возможности удовлетворить эту потребность «наяву», они уходят за желаемым в глубины интернета, где ориентируются куда лучше большинства взрослых.

5.  Включение здоровой критичности

Вспомним одно из правил «групп смерти»: как только один из подписчиков интересовался у организаторов, кто они и какие цели преследуют, его тут же изгоняли из сообщества. Так вот, чтобы подросток был более устойчивым к манипуляциям онлайн-«сектантов», нужно научить его критически мыслить и задавать неудобные вопросы. И воспитывается этот навык в первую очередь в семье. У каждого ребенка должна быть возможность спросить у мамы или папы: «Почему? Для чего мне это делать?».

Это дает подростку ощущение значимости собственной персоны, чувство, что он способен и сам сделать какой-то выбор в жизни, а не постоянно следовать указаниям родителей. В таком случае тинейджер не так охотно будет поддаваться чужому авторитету и, в частности, «подсаживаться» на загадочные игры, которые инициировали некоторые суицидальные группы.

Важно: Подросток должен чувствовать любовь и принятие со стороны родителей в любой ситуации. Если ребенок знает, что, как бы он ни поступил, что бы ни сказал, его всегда поймут и примут дома, он будет гораздо увереннее ощущать себя в жизни. Родителям стоит внушить своим детям, что они не должны зарабатывать любовь повиновением и покорностью.

6.  Регулировать режим сна

Сон является одной из сфер жизни детей, которую действительно стоит жестко контролировать. Согласно утверждению «Новой газеты», многие подростки сидели в социальных сетях именно ночью; особое значение в ряде случаев имело время 4.20 утра.

Дело в том, что в таком полусонном состоянии гораздо легче впихнуть в тинейджера любую информацию, в том числе и про суицид. Этот нехитрый, но действенный прием, кстати, хорошо знаком деструктивным религиозным организациям. Так что, если у родителей есть желание прибегнуть к жестким мерам, можно, к примеру, выключать или ограничивать интернет именно в ночное время.

Важно: Если ребенок не высыпается, у него усиливаются тревожность, внушаемость, понижается иммунитет как физический, так и психологический. Также ребенок, который и так в своем возрасте видит мир черно-белым, начинает воспринимать его с еще большим скепсисом и неприязнью.

7.  Психологические группы для подростков

Если родители узнали, что их ребенок и вправду подумывает совершить самоубийство, в этом случае справиться лишь своими силами не получится: необходимо прибегнуть к помощи профессионалов. Однако не каждый подросток согласится пойти к психологу; даже если посулами или угрозами загнать его на сеанс, толку от такой терапии будет мало. Гораздо проще и полезнее будет уговорить чадо посетить групповые занятия, где ему легче будет освоиться и приступить к работе над своими проблемами.

Важно: Есть несколько признаков, которые могут свидетельствовать о том, что подросток впал в депрессию и думает о смерти:

- появление порезов и шрамов
- резкое изменение настроения и поведения; к примеру, всегда общительный ребенок вдруг стал замкнутым
- желание подростка раздать или подарить свои вещи
- разговоры о бессмысленности жизни
- ребенок ведет себя так, как будто собирается в дальнюю дорогу: приводит в порядок дела, убирается в комнате, возвращает одолженное

Телефон доверия для детей и подростков - 8-800-2000-122

Помощь в период пандемии в Липецкой области

Вышестоящая организация — Управление образования и науки Липецкой области

Адрес: г.Липецк, ул.Циолковского, д.18

Начальник управления образования и науки Липецкой области — Загеева Лилия Александровна
+7 (4742) 34-95-25

Заместитель начальника управления — Полякова  Ирина Александровна
+7 (4742) 34-94-00

Начальник отдела опеки и попечительства управления образования и науки Липецкой области — Анисимова Елена Геннадьевна
+7 (4742) 32-95-15

«Горячая линия» по вопросам опеки и попечительства +7 (4742) 32-94-93

Оператор регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Соколова Елена Викторовна
+7 (4742) 32-94-19 прием граждан: понедельник, среда с 9:30 до 17:30.

Интернет-источники:

www.opeka48.ru,

www.usynovite.ru,

www.rfdeti.ru,

www.deti48.ru,

www.opekaweb.ru,

Контактные данные благотворительных фондов:

— «Подари жизнь»

Юридический адрес фонда: 123007, Россия, г. Москва, 3-й Хорошевский проезд, д. 5
Почтовый адрес: 119048, г. Москва, ул. Доватора, д. 13, подъезд 2А, этаж 1 (вход с ул.10-летия Октября)
Телефон/факс: 8-800-250-5222 (звонок из регионов бесплатный),
+7 (495) 995-31-05, +7 (495) 995-31-06 (факс)
Эл. почта: info@podari-zhizn.ru, info@donors.ru
По вопросам трудоустройства: hr@podari-zhizn.ru
Для СМИ: +7 (495) 995-31-08 pressa@podari-zhizn.ru

— Благотворительный фонд «Дети Земли»

Адрес: 115088, г. Москва, ул. Угрешская д. 2, стр. 1, Благотворительный фонд помощи детям «Дети Земли».

Тел.: +7 (495) 971-20-44.

Email: info@childrenofearth.org, detizemli@list.ru

Адрес в Липецке:

398059, Липецк, ул. Неделина, 15а

Телефон: +7 (4742) 23-40-24

Часы работы: пн-пт 09:30-13:00

Сайт: http://www.childrenofearth.org

—  Липецкая Областная Благотворительная Общественная Организация всесторонней помощи и поддержки социально незащищенным категориям населения Точка опоры

Адрес: Липецк, Потапова пр-д, д.14

Телефон: +7 (919) 252-67-79

Часы работы: ежедневно, круглосуточно

— портал Ванечка.рф

Председатель — Пешкова Элла Егоровна

Адрес: г. Елец, ул. Свердлова, д. 12-а.

Телефон: 8 (47467) 2-81-74

Приемный день — четверг

Часы приема: с 8:00 до 17:00

Режим работы: понедельник — четверг с 8:00 до 17:00, пятница с 8:00 до 16:00, перерыв с 12:00 до 12:48.

Главные специалисты — эксперты

Родионова Марина Анатольевна 2-30-36

Санина Вера Васильевна 4-94-80

Щипилова Ирина Анатольевна 4-94-80

Старшие специалисты первого разряда

Давыдова Ольга Александровна 4-94-80

Старых Оксана Ефимовна 2-30-36

Шемонаева Юлия Николаевна 4-94-80

Сапронова Алена Андреевна 4-94-80

Эл. почта комитета: el-opeka@admlr.lipetsk.ru

Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «Семья» г. Липецк, ул. Ушинского, 28, тел. +7 (4742) 28-45-46, телефон доверия+7 (4742) 28-40-45, Школа приемных родителей +7 (4742) 40-58-06

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

Опека и попечительство в Липецкой области

Я ищу свою семью!

www.p4ec.ru

«Пожалуйста.Ру»

Комитет опеки и попечительства информирует население о возможности семейного устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе многофункционального центра и мобильного офиса опеки и попечительства. Мобильный офис комитета опеки и попечительства ежемесячно, согласно графику, осуществляет деятельность по консультированию граждан в сфере опеки и попечительства.

Основной целью деятельности мобильного офиса является повышение уровня правовой грамотности населения города Ельца в сфере опеки и попечительства.

В задачи функционирования мобильного офиса входит информирование населения:

— о деятельности комитета опеки и попечительства в городе Ельце;

— о перечне государственных услуг, оказываемых органами опеки и попечительства;

— о видах семейного устройства детей — cирот и лиц, оставшихся без попечения родителей;

— о видах социальной поддержки со стороны государства приемным и опекунским семьям, детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

— о порядке, в соответствии с которым можно взять ребенка (детей), находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ.

Документы:

Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на образование

Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

— предоставление 50 000 руб. на ремонт;

— постановка в очередь на получение жилья

Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на труд

Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на медицинскую помощь и судебную защиту

Денежные выплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей ( *.doc, 59 КБ)

Основные задачи комитета

1. Принятие мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами, а также при получении таких сведений от должностных лиц, организаций и иных граждан;
2. Обращения в суд с исками о лишении или ограничении родительских прав, признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании дееспособным и другими исками и заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, подготовка заключений, участие в судебных заседаниях при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, разрешением спорных вопросов между родителями (законными представителями), родителями и родственниками о воспитании детей;
3. Дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации;
4. Разрешение разногласий между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, подготовка и выдача разрешения на изменение имени и фамилии ребёнка;
5. Немедленное отобрание ребёнка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребёнка;
6. Выявление, учёт и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
7. Выдача согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или месту пребывания;
8. Установление опеки или попечительства;
9. Осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
10. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
11. Выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12. Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
13. Представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Липецкой области или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
14. Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
15. Подбор, учёт и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
16. Оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;
17. Предоставление сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
18. Представление заключения в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребёнка, отмене усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам усыновления (удочерения) детей гражданами Российской Федерации, проведение контрольного обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребёнка ежегодно в течение первых трех лет после усыновления, выдача согласия при усыновлении ребёнка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия их родителей или опекунов (попечителей);
19. Учёт усыновленных (удочеренных) детей, детей, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на воспитание в приёмную семью, направленных на воспитание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
20. Выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством, в приёмных семьях, денежных средств приёмным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания, оплата труда приемным родителям;
21. Принятие мер по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет, во время получения ими очного профессионального образования, совершеннолетних граждан, нуждающихся в помощи государства, а также не родившихся наследников при разделе имущества, участие в оформлении за несовершеннолетними права собственности на жилые помещения;
22. Исполнение обязанностей опекуна, попечителя несовершеннолетних;
23. Выявление совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не способен осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности и нуждающегося в установлении над ним патронажа, назначение ему помощника, осуществление контроля за исполнением помощником своих обязанностей и извещение находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;
24. Участие в оформлении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения.








Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.